понедельник, 24 сентября 2012 г.

Урок этики в 5 кл. Жить в мире


ЖИТЬ В МИРЕ С ДРУГИМИ
(Урок-диалог посвящен актуальной проблеме воспитанию у подростков терпимого отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.)
Бразговка Л.П., 5й класс, учитель гимназии №16,
г. Мытищи, Московской обл.
У итальянского детского писателя Дж.  Родари есть замечательная книга –«Грамматика фантазии». Автор предлагает юному читателю сказочные сюжеты с тем, чтобы сказку они написали сами.
Вот некоторые сказочные персонажи книги.
Стеклянный человечек (стекло прозрачное, хрупкое). Соломенный человечек (солома легко воспламеняется). Шоколадный человечек (шоколад сладкий, тает от тепла). Мраморный человечек (мрамор холодный на ощупь, твердый).
(На доске нарисовать фигурки человечков)
Стеклянный               Соломенный              Шоколадный               Мраморный
Наши сказочные герои будут совершать поступки, общаться друг с другом.
Ø     Что проявляется в общении? (характер)
Ø      Каков характер будет у человечков?:
§        стеклянного (честный, ранимый);
§        соломенного (вспыльчивый);
§        шоколадного (поддатливый, слащавый);
§        мраморного (холодный, твердый).
Ø      Какая сказка будет интереснее:  с одинаковыми  или разными героями? Почему? «Сказка ложь, да в ней намек...»
Ø     На    что    намекал   Дж.    Родари,    придумав    стеклянных,    соломенных,
шоколадных и мраморных человечков? (на характеры людей).
Ø     На какого героя больше похож каждый из вас? Давайте сосчитаем.
Значит  мы,   ребята,   тоже   все   разные   по   характеру.   Есть  у   писателя
человечки из папиросной бумаги, изо льда, пластмассы, мороженного.
Ø      Что еще в нас различно помимо характеров?
o       (Ребята  называют:   внешность,   вкусы,   способности,   национальность,вероисповедание.)
Ø           Может лучше было бы, если бы у нас не было различий и были бы мы все одинаковыми? Почему?
Ø      Как жить нам в мире такими разными?
o        (Ребята предлагают уважать другого, понимать, помогать…независимо от различий)
Эти принципы (правила) помогают жить в мире друг с другом. Рассмотрим несколько ситуаций. (Работа в группах)
1.   Поздравляем! Тебя  посадили за одну парту с человеком, которого ты терпеть не можешь. И?..
А.     Сделаю так, что он сам от меня запросится!
Б.      Не буду обращать на него вообще никакого внимания. Он для меня не существует.
В.     Что .же делать? Посадили    буду сидеть.
Г.      Попробую приглядеться к нему повнимательнее. Может, с ним можно все-таки иметь дело?
2.   Ты болеешь за «Спартак» или за ЦСКА? А болельщики других команд, по-твоему, кто?
А.     Нормальные ребята. Каждый вправе выбирать «свою»команду.
Б.      Бестолковые. Не понимают в футболе.
В.     А я вообгце не болельщик. Не понимаю этого фанатизма.
3.   Ты оказался в одном купе с пожилым человеком, который все время учит тебя уму-разуму. Как поступишь?
А.     А вдруг он что-нибудь полезное скажет?
Б.      А если ему дома и поговорить не с кем? Буду терпеть.
В.     Вежливо попрошу его оставить меня в покое. Хотя бы на время.
Г.      А я его не буду слушать. Но и перебивать не буду. Ради бога, пусть себе зговаривает!
( При обсуждении каждой ситуации необходимо обращать внимание ребят на то, какой принцип они использовали, делая тот или иной выбор: уважение другого, понимание...)
-         Внимательно посмотрите, ребята, на варианты ответов в ситуации №3.
-         Что еще помогает людям жить в мире с другими? (терпение)
Терпение, терпимость.
Терпимость - способность без вражды, терпеливо, спокойно относиться к чужому мнению, взглядам.
(Ребята могут продолжить перечень)
Ø     Вспомните, в каких ситуациях вы проявили терпение, терпимость
Ø     А ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТЕРПИМЫМ?
Ø     Можно ли этому научиться?
Ø      Нарисуйте, ребята, как вы себе представляете терпение, терпимость
Литература.
1.  Солдатова Г.У. «Жить в мире с собой и другими».
2.             Журнал «Пионер» №12 2000г., №9 2002г.
3.             Ожегов СИ. «Толковый словарь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий