понедельник, 24 сентября 2012 г.

Возрастные особенности школьников10-12 лет.


Бразговка Лариса Петровна, к.п.н., учитель этики, заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия №16» г.Мытищи Московской обл.


Возрастные особенности школьников10-12 лет.
Основы научной возрастной периодизации были заложены в 30-х годах ХХ века П.П. Блонским и Л.С. Выготским. По мнению Л.С. Выготского, деление на периоды обусловлено внутренними изменениями, переломами и поворотами в процессе детского развития. Учитывая эти изменения, ученые-психологи  В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др. определили подростковый период с 10 до 16 лет (4 – 9 класс), выделив кризисный возраст, который составляет 11-12лет (5-6 класс). В своих трудах Д.Б.Давыдов, А.П.Краковский, Л.И.Божович, Т.Е. Конникова именуют детей 10-12 лет младшими подростками, а это учащиеся 5-6 классов.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни ребенка анатомо-физиологические и психологические качества. Л.И. Божович и Т.Е. Конникова утверждают, что в подростковом возрасте резко меняется социальная ситуация психического развития ребенка. Несколько снижается интерес к учению, поскольку позиция школьника стала привычной и потеряла ту привлекательность, которую имела на предыдущем этапе. По сравнению с предыдущим возрастным периодом это более диалектичный возраст; в нем сильнее выражены противоположные тенденции.
Главными противоречиями выступают желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время, неприязнь к назиданиям, моральным наставлениям; желание самоутвердиться и неумение это сделать (5). Подростки стремятся высвободиться из-под опеки взрослых, и в то же время заметно тяготеют к значимому взрослому, которого для себя избирают. Нередки нарушения дисциплины и школьного и домашнего режима, в то же время отмечается большая отзывчивость и готовность к участию в общественно-полезных делах (1). Характерной особенностью моральной сферы младшего подростка является расшатывание старого в условиях, когда новое еще не приобретено. Данные противоречия являются основанием для стимулирования нравственного развития младшего подростка, что способствует ценностному ориентированию его жизнедеятельности.
Центральным психологическим  новообразованием подростков 10-12 лет является формирование чувства взрослости. Проявляется оно в стремлении отмежеваться от всего, подчеркнуто детского. К любой попытке опекать его младший подросток относится отрицательно и даже враждебно. Меняется и отношение к учителю. Положение учителя само по себе уже не гарантирует в 5-х классах уважительного отношения. «Младший подросток ждет от учителя всезнайства, причем ребята любят, когда им преподносят непререкаемые истины. Взрослый должен быть примером не только на словах, но и на деле: знать хорошо свой предмет, владеть речью, эмоциями» (4 с.60).
 Наблюдается стремление подростков к известному равенству в правах со взрослым. На этом стремлении основывается метод этического диалога с ними. Равенство здесь проявляется в том, что каждый в диалоге имеет право быть услышанным, мысль каждого ребенка ценна, т.к. позволяет развивать его субъектность. В общении такого рода формируется социальная взрослость подростка. Необходимо отметить особое значение этической компетентности воспитателя, поскольку его личность играет большую роль в процессе формирования нравственной установки.
Помимо чувства взрослости у подростков существует тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. На практике оно проявляется в желании решать нравственные проблемные задачи. Исследование показало, что «чувство взрослости рождается у ребенка в процессе усвоения морально-этических норм из мира взрослых. Усвоение происходит  в практике отношений со сверстниками и с взрослыми» (2, с.280) При этом общение выступает как особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личностных отношений подростков друг с другом, и выступает особой практикой реализации морально-этических норм отношений взрослых и практикой по их усвоению. Таким образом, деятельность общения является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют в окружающем мире, что делает ее в этот период развития ведущей. Построение отношений с товарищами происходит на основе определенных социально-этических норм, которые опосредуют поступки подростка. При этом «личное общение, построенное на основе доверия, становится основой формирования взглядов на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни» (6, с.73), что является предпосылкой для возникновения новых задач и мотивов дальнейшей деятельности.
Важным аспектом воспитания становится установленный А.С.Макаренко, А.П. Краковским и др. факт, что ведущим мотивом поведения младшего подростка является потребность в достойном положении в коллективе. Отсюда отношение ребенка к разным видам деятельности определяется тем, какое влияние она может оказать на восприятие младшего подростка сверстниками в коллективе. И здесь стремление к самоутверждению может привести к драчливости, негативизму, своеволию, упрямству.
Кроме потребности в достойном месте в коллективе другой формой самоутверждения является собственная самооценка. Наши наблюдения показали, что важно избегать чрезмерного захваливания детей в младшем школьном возрасте, которое приводит к неадекватной завышенной самооценке в младшем подростковом возрасте и мешает ребенку в деятельности. Несоответствие самооценки объясняется тем, что в основу ее пятиклассник при всех условиях старается положить нечто такое, что свидетельствует в его пользу. Ни при каких обстоятельствах младший подросток не согласится с тем, что он хуже других, и уже возникает потребность в самовоспитании. Это связано с тем, что в этот период при акцентированном воспитательном действии наблюдается тенденция к стабилизации самооценки. Включаясь в процесс формирования самооценки младшего подростка, можно достичь ее относительной устойчивости (3).
Типичными для ребят 10-12 лет является желание завоевать авторитет и признание коллектива, что создает у них ярко выраженную потребность быть на уровне его требований. А это в свою очередь приводит к тому, что у подростков появляется потребность отдавать себе отчет в своих особенностях и возможностях, чему помогают развитие у подростков более сложных абстрактных форм мышления. В логике социально-этического воспитания продуманный диалог приводит к возникновению особой формы самосознания: стремление понять самих себя, свои успехи и неудачи. Подростки начинают интересоваться своей собственной личностью; стремятся разобраться в своих поступках, хотя «еще не умеют достаточно глубоко их  анализировать, особенно внимательно прислушиваясь к оценкам окружающих. В тоже время каждый успех часто вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неуспех часто порождает чувство неуверенности». (1 с.50)
Исследование показало, что в процессе целенаправленного социально-этического воспитания в нравственной сфере младших подростков образуется интерес к вопросам, связанным с нормами и правилами взаимоотношений между людьми: начинают складываться относительно независимые и устойчивые моральные взгляды и оценки. Однако пока они легко меняются под влиянием среды, социума, поскольку «мораль подростка еще не имеет постоянной опоры и не сложилась как мировоззрение». (1, с.50) Вот почему считаем важным формирование школьного, внешкольного, семейного нравственно-ориентированного пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность младших подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Божович Л.И. и Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М., «Просвещение», 1969. - 96с.
2.                 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. М: Изд-во «Просвещение».1967 – 360с.
3.                 Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М. Педагогика, 1989. – 160с.
4.                 Краковский А.П. Трудный возраст. М. Изд – во «Просвещение». 1966. – 160с.
5.                 Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Шк. Пресса, 2003. – 189с.
6.                 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - 560с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий