понедельник, 24 сентября 2012 г.

Урок этики в 5кл. «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать»


Бразговка Лариса Петровна, к.п.н., учитель этики, заместитель директора по НМР МОУ Гимназия №16 г.Мытищи Московской обл




«Нам сочувствие дается, как нам дается благодать» 
(тема записывается в ходе урока)
Этическое занятие способствует формированию нравственной установки через разнообразные виды коммуникативной деятельности младших подростков.
Представлено поэтапно в логике развития этического диалога.

Вспомогательные материалы к уроку:
·        стенд для рисунков;
·        рисунки учеников 4-го класса на тему «Сопричастность» (учитель изо С.А Малай.);
·        репродукция П.Пикассо «Мальчик и нищий»;
·        маски эмоций: грусти, сосредоточенности, радости (выполняются полуобъемными, из плотной бумаги с прорезями для глаз, рта, носа)
·        диск музыкальный, проигрыватель (компьютер);
·        листочки для рисунков

1-й ЭТАП Вовлечение в диалог (опосредованно, через рисунки ребят)

-  Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня на нашем этическом занятии мы обратимся к детским рисункам. Их авторы - ученики четвертого класса. Как вы думаете, какие чувства ребята постарались изобразить в своих рисунках? (Небольшая беседа по рисункам. Ребята, как правило, называют сострадание, жалость, сочувствие).
- Да, ребята старались изобразить сочувствие, и сегодня наш разговор пойдет об этом сильном чувстве. Запишите, пожалуйста, тему занятия «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать» В.И. Тютчев. Что такое благодать? (дается благо). Существует очень красивая легенда.

2-й ЭТАП. Вывод на проблему
Фазу Алиева.  Легенда о жестоком хане
 (Из книги Ларисы Поддубской «Этикет от А до Я». Народное образование 2003г.)
В морозные зимние ночи хан отправлял провинившегося в горы, где лютовали ветры и холода. При этом зло подшучивал: «Если до утра останешься живым, будешь помилован.» Хан на рисковал: полуголый человек, оставшись наедине с ледяным ветром, погибал.
Но однажды произошло чудо: юноша, приговоренный к такой страшной смерти, остался в живых. Утром его привели к хану. «Как тебе это удалось?!» - вскричал пораженный властитель. Но юноша молчал: хан все равно не поверил бы его словам.
А было так. На противоположную гору поднялся друг этого молодого человека и развел на вершине горы костер. Такой, чтобы его было видно приговоренному к смерти. И тот понял, что огонь разжег его друг. И хотя их отделяли пропасти, горные стремительные реки, он почувствовал, как с далекой вершины к нему струится тепло. Тепло участия. Он видел перед собой гостеприимный дом своего друга, пылающий очаг, горячий хлеб, вспоминал песни, что они пели вместе, делянки, что они вспахивали, помогая друг другу, и это тепло вошло в него, согревало и отвело от него гибель.
- Как вы думаете, какие чувства испытывал друг осужденного юноши?
 - Какое чувство испытывали бы вы, если бы на месте этого юноши был ваш друг?



3-й ЭТАП Развитие диалога.
- Да, ребята, сочувствие – это очень глубокое переживание. А как вы это чувство понимаете, какие слова помогают вам лучше понять, что это такое? Проведем игру «Ассоциации». В течение 1 минуты запишите в тетрадях слова, которые у вас возникают при слове «сочувствие». Назовите, пожалуйста, их.
 - А теперь, давайте запишем, как в словаре Ожегова поясняют сочувствие. Это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям другого.
4-й ЭТАП Обращение к собственному опыту.
 - Продолжите, пожалуйста, предложения: 1) я хочу, чтобы мне посочувствовали, когда ….; 2) я сочувствую другому, когда …(Проходя по рядам, пообщаться с ребятами индивидуально, после чего обобщить высказывания ребят)
- Многие из вас, ребята, написали, что нуждаются в сочувствии, когда им плохо и сами сочувствуют, когда другому плохо. Как, увидеть, что другой нужны жалость, сострадание? А как проявить сочувствие? На какие действия способны вы, чтобы выразить сочувствие (чтобы ребята смогли назвать действия педагогу можно обратиться к легенде, репродукции П.Пикассо).
·   - утешить
·   - посоветовать
·   - угостить
·   - выслушать
·   - помочь
·   - защитить
(Можно заранее написать на доске, спрятав за крылом).
 - Давайте попробуем проявить сочувствие и поиграем в игру «Маски».
(Приглашенные подростки закрывают лицо маской. Ребята, в зависимости о того, какая маска перед ними: грусти, сосредоточенности, радости -  пробуют проявить сочувствие, разделить радость с товарищем)
 - Ребята, бывает ли так, что вы спросили, почему ты плачешь, а друг ответил грубо: «Не твое дело»? Как быть тогда? (ребята вместе с педагогом находят этически оправданный стиль поведения: не навязывать сочувствие, постараться отвлечь от грустных мыслей или вообще просто помолчать)
 - Обратим внимание на слова Ф.И. Тютчева (тема занятия). Сам Федор Иванович был человеколюбивым. Любовью отвечали ему и его друзья, близкие. Он долгие годы жил заграницей, служил послом и был очень талантливым поэтом. Какое самое известное стихотворение вы знаете?
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы, резвяся, и играя,
Грохочет в небе голубом».
 - Но своих стихов он не записывал специально, а друзья собирали его черновики, которые после были изданы и теперь мы наслаждаемся поэзией Тютчева.

5-й ЭТАП Кульминационная точка в диалоге
 - Так почему Федор Иванович считал, что если человек способен к сочувствию, то это ему благодать, т.е. для него это благо? (ребята могут сразу не ответить)
 - Скажите, нам приятно, когда нам сочувствуют? Да, это для нас благо. Почему же, если мы сочувствуем, для нас это тоже благо? (Можно обратиться к легенде. Необходимо в диалоге с ребятами выйти на значение приставки СО: совместное переживание, вместе легче, интереснее и т.д.).
- Как вы думаете, должны люди сочувствовать другим? А если в тебе не хватает этого сочувствия? Как быть? (ребята говорят, что нужно учиться этому, постараться сначала пожалеть и т.д.)

6-й ЭТАП Кратковременная коммуникативная деятельность с нравственным выбором
 - Давайте попробуем проявить свое добрые чувства к своим одноклассникам. Поиграем в игру «Ладошки». (Игра проводится под музыку. Ребята встают лицом друг к другу попарно, как сидят за партами, в проходах межу рядами. Сначала нужно прикоснуться ладошками друг к другу так, чтобы товарищ по парте почувствовал тепло рук. Далее нужно посмотреть сочувственно, по-доброму в глаза друг другу. В завершение игры сказать друг другу слово одобрения, утешения).
 - Садитесь, ребята. Поднимите, пожалуйста, руку, кто почувствовал к себе участливое доброжелательное отношение (порадоваться вместе с ребятами, кому удалось проявить сочувствие, и кто почувствовал к себе доброе отношение)

 - В завершение нашего занятия попробуйте, ребята, нарисовать сочувствие, как вы его представляете. Организуем выставку ваших работ. Спасибо.

Литература
1.Шемшурина А.И. Подросткам для размышления. Этическое воспитание №3, 2004г
2. Фазу Алиева. Легенда о жестоком хане. Этическое воспитание №6, 2004г

Как доп материал к диалогу: Сочувствие чужой боли помогает справиться со своей.
А Тарковский

Комментариев нет:

Отправить комментарий