|
Бразговка Лариса Петровна, к.п.н., учитель
этики, заместитель директора по НМР МОУ Гимназия №16 г.Мытищи Московской обл
|
«Нам сочувствие дается,
как нам дается благодать»
(тема записывается в
ходе урока)
Этическое занятие способствует
формированию нравственной установки через разнообразные виды коммуникативной
деятельности младших подростков.
Представлено поэтапно в
логике развития этического диалога.
Вспомогательные
материалы к уроку:
·
стенд
для рисунков;
·
рисунки
учеников 4-го класса на тему «Сопричастность» (учитель изо С.А Малай.);
·
репродукция
П.Пикассо «Мальчик и нищий»;
·
маски
эмоций: грусти, сосредоточенности, радости (выполняются полуобъемными, из
плотной бумаги с прорезями для глаз, рта, носа)
·
диск
музыкальный, проигрыватель (компьютер);
·
листочки
для рисунков
1-й ЭТАП Вовлечение в
диалог (опосредованно,
через рисунки ребят)
- Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня на нашем
этическом занятии мы обратимся к детским рисункам. Их авторы - ученики
четвертого класса. Как вы думаете, какие чувства ребята постарались изобразить
в своих рисунках? (Небольшая беседа по
рисункам. Ребята, как правило, называют сострадание, жалость, сочувствие).
- Да, ребята старались
изобразить сочувствие, и сегодня наш разговор пойдет об этом сильном чувстве.
Запишите, пожалуйста, тему занятия «Нам сочувствие дается, как нам дается
благодать» В.И. Тютчев. Что такое благодать? (дается благо). Существует очень
красивая легенда.
2-й ЭТАП. Вывод на проблему
Фазу Алиева. Легенда
о жестоком хане
(Из книги Ларисы Поддубской
«Этикет от А до Я». Народное образование 2003г.)
В
морозные зимние ночи хан отправлял провинившегося в горы, где лютовали ветры и
холода. При этом зло подшучивал: «Если до утра останешься живым, будешь
помилован.» Хан на рисковал: полуголый человек, оставшись наедине с ледяным
ветром, погибал.
Но
однажды произошло чудо: юноша, приговоренный к такой страшной смерти, остался в
живых. Утром его привели к хану. «Как тебе это удалось?!» - вскричал пораженный
властитель. Но юноша молчал: хан все равно не поверил бы его словам.
А
было так. На противоположную гору поднялся друг этого молодого человека и
развел на вершине горы костер. Такой, чтобы его было видно приговоренному к
смерти. И тот понял, что огонь разжег его друг. И хотя их отделяли пропасти,
горные стремительные реки, он почувствовал, как с далекой вершины к нему струится
тепло. Тепло участия. Он видел перед собой гостеприимный дом своего друга,
пылающий очаг, горячий хлеб, вспоминал песни, что они пели вместе, делянки, что
они вспахивали, помогая друг другу, и это тепло вошло в него, согревало и
отвело от него гибель.
- Как вы думаете, какие чувства испытывал друг
осужденного юноши?
- Какое
чувство испытывали бы вы, если бы на месте этого юноши был ваш друг?
3-й ЭТАП
Развитие диалога.
- Да, ребята, сочувствие – это очень глубокое
переживание. А как вы это чувство понимаете, какие слова помогают вам лучше
понять, что это такое? Проведем игру «Ассоциации». В течение 1 минуты запишите в
тетрадях слова, которые у вас возникают при слове «сочувствие». Назовите,
пожалуйста, их.
- А теперь, давайте запишем, как в словаре
Ожегова поясняют сочувствие. Это отзывчивое,
участливое отношение к переживаниям другого.
4-й ЭТАП Обращение к
собственному опыту.
- Продолжите, пожалуйста, предложения: 1) я
хочу, чтобы мне посочувствовали, когда ….; 2) я сочувствую другому, когда …(Проходя по рядам, пообщаться с ребятами
индивидуально, после чего обобщить высказывания ребят)
-
Многие из вас, ребята, написали, что нуждаются в сочувствии, когда им плохо и
сами сочувствуют, когда другому плохо. Как, увидеть, что другой нужны жалость,
сострадание? А как проявить сочувствие? На какие действия способны вы, чтобы
выразить сочувствие (чтобы ребята смогли
назвать действия педагогу можно
обратиться к легенде, репродукции
П.Пикассо).
· - утешить
· - посоветовать
· - угостить
· - выслушать
· - помочь
· - защитить
(Можно заранее написать на доске, спрятав за
крылом).
- Давайте попробуем проявить сочувствие и
поиграем в игру «Маски».
(Приглашенные подростки закрывают лицо
маской. Ребята, в зависимости о того, какая маска перед ними: грусти,
сосредоточенности, радости - пробуют
проявить сочувствие, разделить
радость с товарищем)
- Ребята, бывает ли так, что вы спросили,
почему ты плачешь, а друг ответил грубо: «Не твое дело»? Как быть тогда? (ребята вместе с педагогом находят этически
оправданный стиль поведения: не навязывать сочувствие, постараться отвлечь от
грустных мыслей или вообще просто помолчать)
- Обратим внимание на слова Ф.И. Тютчева (тема занятия). Сам Федор Иванович был
человеколюбивым. Любовью отвечали ему и его друзья, близкие. Он долгие годы жил
заграницей, служил послом и был очень талантливым поэтом. Какое самое известное
стихотворение вы знаете?
«Люблю грозу в начале
мая,
Когда весенний первый
гром,
Как бы, резвяся, и играя,
Грохочет в небе
голубом».
- Но своих стихов он не записывал специально,
а друзья собирали его черновики, которые после были изданы и теперь мы
наслаждаемся поэзией Тютчева.
5-й ЭТАП Кульминационная
точка в диалоге
- Так почему Федор Иванович считал, что если
человек способен к сочувствию, то это ему благодать,
т.е. для него это благо? (ребята
могут сразу не ответить)
- Скажите, нам приятно, когда нам сочувствуют?
Да, это для нас благо. Почему же, если мы сочувствуем, для нас это тоже благо? (Можно обратиться к легенде. Необходимо в
диалоге с ребятами выйти на значение приставки СО: совместное
переживание, вместе легче, интереснее и т.д.).
-
Как вы думаете, должны люди сочувствовать другим? А если в тебе не хватает
этого сочувствия? Как быть? (ребята
говорят, что нужно учиться этому, постараться сначала пожалеть и т.д.)
6-й ЭТАП Кратковременная
коммуникативная деятельность с нравственным выбором
- Давайте попробуем проявить свое добрые чувства
к своим одноклассникам. Поиграем в игру «Ладошки». (Игра проводится под музыку. Ребята встают лицом друг к другу попарно,
как сидят за партами, в проходах межу рядами. Сначала нужно прикоснуться
ладошками друг к другу так, чтобы товарищ по парте почувствовал тепло рук. Далее
нужно посмотреть сочувственно, по-доброму в глаза друг другу. В завершение игры
сказать друг другу слово одобрения,
утешения).
- Садитесь, ребята. Поднимите, пожалуйста,
руку, кто почувствовал к себе участливое доброжелательное отношение (порадоваться вместе с ребятами, кому удалось
проявить сочувствие, и кто почувствовал к себе доброе отношение)
- В завершение нашего занятия попробуйте,
ребята, нарисовать сочувствие, как вы его представляете. Организуем выставку
ваших работ. Спасибо.
Литература
1.Шемшурина
А.И. Подросткам для размышления. Этическое воспитание №3, 2004г
2. Фазу Алиева. Легенда о жестоком хане. Этическое
воспитание №6, 2004г
Как доп материал к диалогу: Сочувствие чужой боли помогает
справиться со своей.
А Тарковский
Комментариев нет:
Отправить комментарий